Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Эмпатия является важным социально-психологическим качеством, которое способствует развитию успеха и хороших взаимоотношений у студентов разных направлений. Изучение особенностей проявления эмпатии у студентов поможет лучше понять эту способность и внедрить эффективные методы ее развития.
В настоящее время существует множество исследований и работ эмоционально-чувственной сферы личности человека: его ценностей, мотивов, эмоций и чувств. В которых пытаются раскрыть, что такое есть человек, что им движет в той или иной ситуации, почему он так реагирует.
С точки зрения психологии наличие способности к эмпатии в разных уровнях проявления является нормой для любого человека. Разница восприятия и оценки событий в жизни, отсутствие возможности или желания понимать и принимать другого человека, не способность к сочувствию и сопереживанию другим людям вызывают проблемы в межличностных взаимоотношениях. Из-за этого изучение и развитие эмпатии как базисной межличностной способности понимать эмоции другого человека, сопереживать и сочувствовать ему является актуальной в настоящее время.
Эмпатия - это социально-психологический феномен, возникающий и
развивающийся в процессе взаимодействия личности с другими людьми. Эмпатия как эмоциональное проникновение, чувствование состояние собеседника рассматривалась такими учеными как А.А. Бодаев, Т.П. Гаврилова. Н.Н. Обозов рассматривал сопереживание как когнитивный процесс понимания внутреннего мира другого человека. Эмпатию как фактор межличностного общения, сопровождающуюся коммуникацией, определяли Е.А. Петрова, Л.Б. Филонова, Д.Н. Узнадзе. Как компонент профессионального общения психологов, педагогов, социальных работников - В.П. Подвойский, М.В. Фирсов, И.А. Джрназян.
Ведущую роль эмпатии отводиться в профессиональном становлении студентов, чья будущая деятельность неразрывно связана с различными видами взаимодействия с людьми, школьникам и дошкольникам в рамках нравственного воспитания и становления. Хорошо развитая способность к эмпатии считается профессионально важным качеством для индивидов, чья деятельность будет направлена на контактирование с людьми.
Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления эмпатии у студентов разных направлений.
Объект исследования: студенты разных направлений, которые находятся в периоде обучения.
Предмет исследования: особенности проявления эмпатии у студентов различных направлений.
Гипотеза исследования: предположение о том, что студенты разных направлений имеют различные способы выражения эмпатии и разный уровень эмпатических навыков, которые могут зависеть от особенностей их образования, характера и жизненного опыта.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) рассмотреть определение эмпатии и ее значение в общении;
2) определить различия в проявлении эмпатии у студентов разных направлений;
3) исследовать влияние различных направлений обучения на развитие эмпатии;
4) проанализировать факторы, влияющие на проявление эмпатии у студентов;
5) предложить практические рекомендации по развитию эмпатии у студентов.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогическое исследование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
В ходе педагогического исследования использованы следующие диагностики:
1. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для работы, направленной на развитие эмпатии у студентов разных направлений.
База исследования: название университета. В исследовании приняли участие студенты 19-22 лет. 10 студентов технической направленности, 10 студентов гуманитарной направленности. Общее число испытуемых составило 20 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ
1.1. Определение эмпатии и ее значение в общении
Эмпатия - это способность понимать и разделять чувства, эмоции и переживания других людей. Она помогает нам установить соединение и связь с окружающими, а также строить более благоприятные и глубокие отношения.
Важность эмпатии в общении не может быть преувеличена. Когда мы проявляем эмпатию, мы выражаем заботу, понимание и уважение к другим людям. Это помогает нам выработать доверие, укреплять связи и улучшать коммуникацию во всех сферах жизни, будь то семейные отношения, дружба, работа или общение с незнакомцами.
Если у нас есть эмпатия, мы можем лучше слушать и понимать других людей. Мы становимся более открытыми для их потребностей, чувств и проблем, и можем поддержать их в трудные моменты. Вместо того чтобы просто выразить сочувствие или симпатию, эмпатия позволяет нам увидеть мир глазами другого человека и войти в его обувь [5; с.45].
Эмпатия также помогает улучшить наши навыки коммуникации. Когда мы понимаем и учитываем эмоциональное состояние других, мы можем адаптировать свой язык, тон голоса и телесные выражения, чтобы сообщить свои мысли и чувства максимально эффективно. Более глубокое понимание чувств других людей помогает нам избегать конфликтов и недоразумений, а также создавать гармоничную и согласованную коммуникацию.
В обществе, где эмпатия ценится и практикуется, мы строим сильные и устойчивые отношения. Эмпатические люди часто становятся лидерами, так как они могут легко соединиться с другими и мобилизовать их для достижения общих целей. Они также часто получают больше поддержки и сотрудничества, так как их эмпатичность влияет на окружающих и вдохновляет их быть такими же отзывчивыми и заботливыми.
В итоге, эмпатия - это не просто желание быть добрым или понимать других людей. Она является силой, которая позволяет нам строить глубокие, значимые отношения и повышать качество нашего общения. Без эмпатии, мы были бы лишены способности увидеть мир через чужие глаза и пережить его через чужие чувства [10; с.12].
Изучение особенностей проявления эмпатии у студентов разных направлений имеет большое значение с психологической, социальной и образовательной точек зрения. Эмпатия, как способность к пониманию и переживанию эмоций других людей, играет важную роль в установлении качественных отношений, решении конфликтов и смягчении социальных разногласий.
Изучение эмпатии у студентов различных направлений позволяет понять, какие факторы влияют на развитие этой способности и в какой мере она присутствует у разных групп студентов. Например, возможно определить, есть ли разница в уровне эмпатии у студентов гуманитарных и естественнонаучных направлений, и какие факторы влияют на такие различия.
Одним из важных аспектов изучения эмпатии у студентов является определение влияния образовательной среды и методов преподавания на развитие этой способности. Можно исследовать, какие стратегии и подходы помогают стимулировать эмпатию у студентов, и какие факторы могут ее ограничивать. Этот анализ может помочь разработать эффективные образовательные программы и методики, направленные на обучение эмпатическим навыкам.
Кроме того, изучение эмпатии у студентов позволяет лучше понять, как эта способность влияет на студентскую жизнь и их общение со сверстниками. Можно анализировать взаимосвязь между уровнем эмпатии и социальной адаптацией, учебным успехом, конфликтами и другими важными аспектами жизни студентов. Это может помочь разработать социально-психологические программы для поддержки и развития эмпатии у студентов, повышения их качества жизни на учебе и вне ее.
Кроме учебной и социальной значимости, изучение эмпатии имеет важное значение для будущих профессионалов в различных областях. Независимо от направления, умение проявлять эмпатию является ключевым качеством в межличностных, коммуникационных и лидерских навыках. Эмпатия позволяет лучше понять потребности клиентов, пациентов, коллег и взаимодействовать с ними более эффективно. Поэтому изучение эмпатии у студентов разных направлений помогает готовить будущих профессионалов с развитыми навыками эмпатического общения, способных успешно работать в команде и решать разнообразные профессиональные задачи [8; с.67].
В целом, изучение особенностей проявления эмпатии у студентов различных направлений является важным для понимания, развития и применения этой способности в различных сферах общения, работы и личной жизни. Это помогает создавать более гуманные и эффективные образовательные, социальные и профессиональные среды.
Эмпатия - это способность понимать и разделять эмоции, чувства и переживания других людей. Она основана на способности воспринимать и сопереживать эмоциональные состояния людей и откликаться на них. Эмпатия играет важную роль в наших взаимодействиях с окружающими и является ключевым компонентом межличностной коммуникации, сотрудничества и понимания.
Основные аспекты эмпатии можно разделить на несколько компонентов.
1. Понимание и разделение эмоций: одним из основных аспектов эмпатии является способность понимать эмоции других людей и разделить эти эмоции. Это означает, что мы можем почувствовать то же самое, что и другой человек, его радость, грусть, страх или возбуждение.
2. Сопереживание и сочувствие: эмпатия также включает в себя способность переживать и сопереживать чувства и эмоции других людей. Мы можем увидеть, услышать или узнать о том, что кто-то чувствует или проживает, и у нас возникает эмоциональная реакция на это. Сочувствие позволяет нам проявить поддержку и помощь в трудные моменты, а также поделиться радостью и выражать поздравления.
3. Аспекты когнитивной эмпатии: когнитивная эмпатия включает в себя способность понимать причины и мотивы поведения других людей, а не только их эмоции. Она позволяет нам вникнуть в перспективу других людей, понять, какие условия или факторы оказали влияние на их эмоциональные реакции и действия. Когнитивная эмпатия помогает нам лучше понимать других и строить глубокие отношения.
4. Активная эмпатия: этот аспект эмпатии включает в себя не только понимание и переживание эмоций других людей, но и активное проявление поддержки и участия. Это может быть выражено через слова поддержки и понимания, жесты доброты или внимание к потребностям другого человека. Активная эмпатия позволяет нам проявлять заботу и помогать другим людям [6; с.54].
Важно отметить, что эмпатия не означает слепое соглашение с чувствами и действиями других людей. Она предполагает способность понимать и разделить эмоции, не пренебрегая собственным опытом и точкой зрения. Эмпатия также требует сознательной и осознанной работы над собой, чтобы быть в состоянии эффективно применять эту способность в своих взаимодействиях с окружающими.
Обзор основных концепций и теорий эмпатии включает в себя ряд подходов, которые объясняют, как мы понимаем и воспринимаем чувства, мысли и намерения других людей. Одной из наиболее известных теорий является теория теории ума.
Теория теории ума, также известная как теория ментальных состояний, предполагает, что у людей есть некие "интеллектуальные модели", которыми они описывают и объясняют поведение других людей. Согласно этой теории, эмпатия возникает благодаря способности представить себе мысли и эмоции других людей и поставить себя на их место. В основе теории ума лежит идея о том, что отношения между людьми определяются способностью понимать и учитывать чувства и мысли друг друга.
Другой важной концепцией эмпатии является эмоциональная эмпатия. Эта концепция подразумевает способность чувствовать и переживать эмоции других людей. Согласно эмоциональной эмпатии, когда мы видим или слышим, как у кого-то возникает конкретная эмоция, мы воспринимаем эту эмоцию и в некоторой степени переживаем ее сами. Это позволяет нам лучше понять и сопереживать эмоциональное состояние другого человека.
Оба этих направления эмпатии играют важную роль в нашей способности устанавливать и поддерживать взаимоотношения с окружающими людьми. Они помогают нам быть более внимательными к потребностям и чувствам других людей, а также способствуют развитию сильной межличностной связи.
Конечно, это всего лишь краткое описание основных концепций и теорий эмпатии, и в реальности их изучение может быть более сложным и глубоким. Однако, понимание и применение этих теорий и концепций поможет нам значительно улучшить наши межличностные коммуникации и отношения в повседневной жизни.
1.2. Различия в проявлении эмпатии у студентов разных направлений
Исследования показывают, что студенты гуманитарных направлений обычно проявляют более высокий уровень эмпатии по сравнению с другими направлениями. Это связано с тем, что гуманитарные дисциплины, такие как литература, искусство, психология и социология, включают в себя изучение человеческого поведения, эмоций и межличностных отношений.
Студенты гуманитарных направлений обычно обучаются и анализируют различные аспекты человеческой жизни, что позволяет им развивать истинное понимание различных эмоций и перспектив других людей. Они обычно более открыты к восприятию эмоций и стараются поставить себя на место других людей, что способствует высокому уровню эмпатии.
Студенты гуманитарных направлений также при обучении часто работают в группах, проводят исследования, интервьюируют людей и анализируют их рассказы. Эти практики позволяют им лучше понимать разные мнения, опыт и эмоции других людей, что также способствует развитию эмпатии [4; с.98].
Однако необходимо отметить, что уровень эмпатии может варьироваться даже среди студентов гуманитарных направлений в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта каждого студента. Некоторые студенты могут изначально обладать более высокой эмпатией, в то время как другие могут развить ее в процессе обучения.
Таким образом, студенты гуманитарных направлений обычно проявляют высокий уровень эмпатии, благодаря особенностям своего обучения и работе с различными аспектами человеческой жизни. Однако важно помнить, что каждый студент индивидуален и уровень эмпатии может различаться даже внутри данного направления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтунина, И. Р. Социальная психология: учебник для вузов / И. Р. Алтунина ; под редакцией Р. С. Немова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 209 с.
2. Алтухова Е.В. Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношениях преподаватель-студент // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 1. - С. 270-274.
3. Артюхова, Т. Ю. Психология и педагогика саморазвития студентов высшей школы: учебное пособие для вузов / Т. Ю. Артюхова, О. А. Козырева. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 130 с.
4. Бабенко Ю.А., Деревянко Ю.П. Особенности коммуникативных способностей у студентов с разным уровнем эмпатии// Наука и образование: новое время. - 2019. - № 1 (30). - С. 563-568.
5. Березина, А. В. Межличностное познание и его формирование у школьников и студентов: учебное пособие для вузов / А. В. Березина, И. В. Мельникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 108 с.
6. Блинов, В. И. Профессиональная педагогика: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Блинов [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 291 с.
7. Блинов, В. И. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 33 с.
8. Блинов, В. И. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 63 с.
9. Бондаренко И.В. Формирование эмпатии у специалистов в условиях высшего профессионального образования // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. - 2007.– 207 с.
10. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). М., "Когито-центр", 2005.– 129 с.
11. Гончарова Е.В. Уровень эмпатии у студентов вузов//Medicus. - 2019. - № 6 (30). - С. 48-51.
12. Зубова А.А.Зависимости у студентов с разными уровнями эмпатии//Тенденции развития науки и образования. - 2023.- № 94-2. - С. 81-87.
13. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа / Пер. О. Исаковой, М. Глущенко, 2000. - № 1.– 36 с.
14. Карбашова К.С., Богданова А.М., Певзнер Д.А. Психоэмоциональное состояние и уровень эмпатии студентов разного профиля обучения// Нейронаука для медицины и психологии: XV Международный междисциплинарный конгресс / Под ред. Е.В. Лосевой, А.В. Крючковой, Н.А. Логиновой - 2019. - С. 205-206.
15. Курпатов А., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии. – М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 245 с.
16. Никулина Д.С., Петренко Г.С. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМПАТИИ// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 7. - С. 7-11.
17. Носкова Н.В. Лонгитюдное исследование эмпатии и рефлексии у студентов- психологов в процессе обучения // Психология обучения. - 2009. – 302 с.
18. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтность // Вопросы психологии. - 1993. - №4. – С. 42-49.
19. Трубицын Р.В., Шунин Е.М., Рудаков О.С., Овсянников Н.И. Оценка уровня эмоциональной эмпатии среди студентов// Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 11 (91). - С. 58.
20. Хусаинова Ф.Б. Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении // Вестник Казанского технологического университета. - 2006. - № 6. - С. 271-274.